Социально-экономическое развитие России поставило ее к концу XVII началу XVIII веков перед необходимостью серьезных преобразований. Они были осуществлены в царствование Петра I (1682 — 1725) огромным напряжением народных сил, тяжелым трудом русского и других народов нашей страны. Реформы требовали совершенствования и расширения почтовой связи и одновременно содействовали улучшению работы почты.
С марта 1701 г. по указу Петра I Виленской и Архангелогородской почтой стал ведать переводчик Посольского приказа Петр Павлович Шафиров, позднее получивший титул барона и ставший вице-канцлером (подканцлером), президентом Комерц-коллегии, ведавшей вопросами внутренней и внешней торговли. Шафиров был и первым генерал-почт-директором. Более 20 лет занимался он "устроением" почтовой службы и очень много сделал для ее развития, хотя и не сумел осуществить некоторые планы Петра I.
Не без трудностей почта в первой четверти XVIII в. связала все основные города страны, были открыты первые почтамты в Петербурге, Москве, Риге, почтовые конторы в крупных городах.
К этим же временам относится и организация военно-полевой почты, использование морского и речного флота для почтовых перевозок, постройка Петербургским почтамтом первой в мире почтовой пристани на Неве и открытие первой в мире международной морской почтовой линии между Кронштадтом и Любеком (Германия).
Почта выполняла и еще одну важную функцию: на почтовых дворах регулярно продавалась основанная Петром I в 1703 г. первая русская печатная газета "Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах".
В 1772 г. было ликвидировано Ямское ведомство, а управление почтой (зарубежной и ямской) передано Коллегии иностранных дел. В 1782 г. при Коллегии был образован самостоятельный Почтовый департамент, который вскоре выделили в Главное почтовых дел правление во главе с директором, подчиненным непосредственно императору. С тех пор ямы начали называть почтами. В 1783 г. департамент установил единый общегосударственный весовой почтовый тариф: за письмо весом в 1 лот (12,8 грамма), отправляемое на расстояние до 100 верст, — 1 копейка, до 200 верст — 2 копейки и за каждые последующие полные 100 верст — по 2 копейки, а неполные — по 1 копейке. Для больших расстояний тариф был слишком высок, поэтому в 1807 г. за письмо весом в 1 лот была установлена предельная такса в 50 копеек.
В 1802 г. вместо коллегий были учреждены министерства. Главное почтовых дел правление вошло в состав Министерства внутренних дел, сохранив свою самостоятельность. К этому времени Россия имела относительно разветвленную сеть почтовых дорог общей протяженностью 33 тысячи верст.
В 20-х годах XIX в. вводится перевозка почты и пассажиров (рис. 20) дилижансами. К началу 50-х годов они курсировали уже на 17 линиях (10 435верст). Однако железнодорожное строительство привело к постепенному отмиранию этого вида почтово-транспорт-ной связи. Для перевозки почты все шире стал использоваться железнодорожный транспорт, хотя на некоторых линиях дилижансы ездили еще много лет.
В ноябре 1837 г. впервые в России была отправлена почта по Царскосельской железной дороге из Петербурга в Царское Село. Первый специальный почтовый вагон в России начал курсировать по Николаевской (ныне Октябрьская) железной дороге между Петербургом и Москвой в 1861 г.
С 30-х годов XIX в. создаются городские почты в крупных городах России. Первая городская почта открылась в Петербурге 17 января 1833 г. Отправители сдавали письма в выделенных для этой цели 42 мелочных лавках. Здесь же они вносили плату за пересылку: 20 копеек ассигнациями или 5 копеек серебром. Город делился на 17 округов, каждый из которых обслуживался двумя почтальонами. Трижды в день они собирали у лавочников письма и относили их на почтамт, откуда письма после сортировки и штемпелевания разносили адресатам в пределах города.
Источник: filatelist.ru