Первой службой связи, уже определенным образом организованной, следует считать систему повозов, зародившуюся в конце X в. Эта натуральная повинность обязывала население поддерживать в порядке дороги, строить и чинить мосты, что позволяло, независимо от времени года, регулярно доставлять грузы и не задерживать вестников. Конные гонцы (само слово появилось в XIII - XIV вв.) доставляли важные вести и военные распоряжения князей, мчась со скоростью 100 — 150 километров в сутки от "стана до стана" (постоялого двора), где сменяли лошадей. Нередко мчали они со срочной вестью и на "поводных" конях, т.е. пересаживаясь с одного коня на другого, которого имели "в поводу".
Была и другая система связи — своего рода служба военного оповещения. В конце XI — начале XII веков великие князья киевские энергично укрепляли южные рубежи Руси, строили укрепленные поселения-грады от Триполья до Канева. Они возводились преимущественно в местах переправ-бродов через Днепр, там, откуда можно было ожидать прорывов половцев в русские земли. Крепости строились большей частью на естественных мысах, через каждые 5 — 7 километров. Весть о появлении неприятеля передавалась сигнальными огнями. От самой дальней южной точки Руси она поступала не более чем через два с половиной часа.
В древнерусском государстве грамотность, особенно среди феодалов и горожан, была распространена гораздо шире, чем в большинстве стран Западной Европы того времени. При Владимире и Ярославе, например, началось "учение книжное" детей "нарочитой чади", "старост и поповых детей", причем академик Б. Д. Греков полагал, что Владимир создал для детей старших дружинников, княжих мужей, бояр не элементарную школу, где дети обучались только закону божию, чтению, письму, церковному пению и счету, но школу "повышенного типа", дававшую серьезное, систематическое образование. Известно, что сын Ярослава Всеволод знал пять языков; дочь Ярослава Мудрого Анна, которую выдали замуж за французского короля, читала и писала на русском и латинском языках, а муж ее был совершенно неграмотен. Читали и писали в городах древней Руси немало. Послать письмо ("грамотку") через родственников, знакомых, путников было обычным делом. Слово "грамота" употреблялось, как правило, для обозначения писем князей и крупных бояр, хотя киевляне так называли все письма. У новгородцев были более многообразные названия: "грамота", "грамотка", "грамотица".
Князья, бояре, духовенство обычно писали свои грамоты на пергаменте, скатывали в трубочку, зашивали в холщевый чехол, скреплявшийся восковой печатью. Гонец вез грамоту в специальном мешочке на груди или в сумке-калите. Простой люд обычно пользовался "северным папирусом" — тонкой корой берез — берестой. Текст выдавливался заостренной палочкой писалом. Берестяные грамоты были особенно распространены в Новгороде. Здесь их часто называли просто берестами. Первая берестяная грамота была найдена 26 июня 1951 г. Н. Ф. Акуловой — сотрудницей новгородской экспедиции А. В. Арциховского. С тех пор до осени 1985 г. А. В. Арциховский, В. Л. Янин, их ученики и помощники нашли в культурном слое древнего Новгорода 666 берестяных грамот, относящихся к XI - XV вв. (рис. \1,б). Подобные грамоты обнаружены в Пскове, Смоленске и других городах древней Руси.
Среди них и "тетради" с ученическими записями, смешными рисунками и даже "дразнилкой": "Невежа писа, не дума каза, в кто се цита. . .", что очень напоминает известную: "Кто писал не знаю, а я, дурак, читаю". Найдено много будничных, бытовых и деловых текстов, свидетельствующих об уверенности пишущих в том, что письмо будет доставлено адресату: "От Бориса ко Но-стасии. Како приде ся грамота, тако пришли ми цоловека на жерепце, зане ми здеса Дел много. Да пришли сороцицю, сороцицю за-быле". В другой грамоте читаем: "Поклон от Петра к Марье. Покосил есьм пожню, а озерци у мене сено отъяли. Спиши список с купной грамоте да пришли семо, куды грамота поведе" (т. е. по своеобразному обратному адресу). Найдена береста, в которой Никита трогательно объясняется в любви Улья-ниц (Ульяне), предлагая ей руку и сердце: "Пойди за мене". На одной новгородской бересте сохранились слова: "Кринило си-ноу. У Федора оу Урокев. . . А живе во Слав-не со Коуиже". Это вероятно, почтовый адрес, который был привязан к письму Кри-нилы, отправившего его своему сыну Федору, живущему во Славне.
Важно, что такая переписка была широко распространена; своеобразной доставкой писем обслуживались широкие слои населения в XI в., в то время когда в Европе доставка частной почты Таксисами началась только в XVI в.
Кроме того, находки ученых доказывают, что пересылка берестяных грамот осуществлялась на огромной территории.
В одной из грамот, присланной в Новгород, Гордей из Смоленска пишет: "Поклон от Гордея к отцеви и к матери. Продавше двор, идите же семо Смоленску или Киеву ли. . .". Этот совет он обосновывает тем, что "дешеве ти хлеб". Посылая письмо из Смоленска в Новгород, Гордей уверен, что ответ найдет его в Киеве: "Але не идете, а прислите ми грамотицу, сторова ли есте" (отпишите, здоровы ли).
Источник: filatelist.ru